Пенаты — музей-усадьба художника И. Е. Репина
Репин для меня — это классик русской живописи, знаковая фигура XIX–XX веков, человек, который сделал так много для своей страны. В этом посте я постараюсь рассказать о нём и о месте, где он провёл свои последние годы — Пенатах.
Каждый раз, когда я обращаюсь к биографии Репина, я открываю для себя новые факты.
Он прожил очень долгую жизнь — 86 лет, став одним из художников-долгожителей.
В середине карьеры у него случился удар, из-за которого правая рука больше не могла рисовать. Он начал рисовать левой, что стало настоящим подвигом.
Последние 30 лет Репин провёл не в России, а в Пенатах, которые тогда находились на территории Финляндии. Сейчас это музей-усадьба И. Е. Репина, расположенная в 45 километрах от Санкт-Петербурга, в посёлке Репино (ранее Куоккала), на берегу Финского залива. В первый раз нам не удалось попасть в усадьбу, так как она была закрыта. Но через пару дней нам повезло, и мы смогли познакомиться с удивительными людьми — хранителями этого места. Для них Пенаты стали чем-то священным.
В Пенатах Репин жил достаточно прогрессивно по меркам того времени. Привожу слова поэта Давида Бурлюка:
«Прислуги по этикету „Пенатов“ не было. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками, и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку, и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Так как народу было много, то не обходилось без курьезов: захочет Чуковский соленых рыжиков, вцепится в „карусель“, тянет рыжики к себе, а в это время футуристы мрачно стараются приблизить к себе целую кадушечку кислой капусты, вкусно пересыпанной клюквой и брусникой».
Любопытный случай: Илья Репин круглый год проводил ночи под открытым небом и призывал домочадцев следовать его примеру. Так он избавлялся от «удушливого и смертельного яда спальни», как советовал ему один молодой врач. Художник спал на веранде, под навесом. В холодные ночи он согревался в спальном мешке, наполненном пухом. Его жена и дети спали в комнате, где были открыты все окна. Дочь Вера позже вспоминала, что по утрам Репин вбегал к ним, и на его усах был иней, а с постелей родственников он стряхивал снег.
В своих мемуарах Иван Бунин рассказывал, как Илья Репин пригласил его позировать для портрета: «Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь — быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме — все окна настежь».Репин радушно встретил Ивана Бунина и провел в мастерскую, где, вспоминает писатель, тоже был мороз, «как на дворе». Бунин, сославшись на срочные дела, почти сразу же ушел на вокзал: «…а там кинулся к буфету, к водке, жадно закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга на другой день послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче же с первым поездом».
Корней Чуковский вспоминает:
«Однажды, сидя на террасе за чайным столом и с любопытством вглядываясь в многозначительное лицо молодого поэта [Велимира Хлебникова], Репин сказал ему:
— Надо бы написать ваш портрет.
Хлебников веско ответил:
— Меня уже рисовал Давид Бурлюк.
И опять погрузился в молчание. А потом задумчиво прибавил:
— В виде треугольника.
И опять замолчал.
— Но вышло, кажется, не очень похоже».
В Пенатах Илья Ефимович Репин прожил последние тридцать лет своей жизни. Здесь же он пожелал быть похороненным. Музей-усадьба, открытый в 1940 году, стал одним из первых мемориальных музеев в стране. Он находится под покровительством Российской академии художеств.
В годы войны усадебные постройки сильно пострадали. Их восстановили в 1950–1960-е годы. Сейчас в музее-усадьбе можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки, а также работы его сына Юрия и других русских живописцев. Всего в коллекции музея около шестисот произведений живописи и графики.
Илья Ефимович Репин — автор мемуаров «Далёкое близкое», которые представляют собой выдающееся литературное произведение. Его стиль отличается живостью, яркостью и драматичностью, что делает текст похожим на картину. В мемуарах оживают легендарные деятели русской литературы и искусства конца XIX — начала XX века, такие как Куинджи, Толстой, Крамской, Васильев и Ге. Особенно интересны главы, посвящённые созданию самых известных работ Репина, а также эмоциональные «Письма об искусстве».
Рекомендую прочитать эти мемуары всем, кто хочет понять эпоху и взаимоотношения людей круга Репина.
«Новый Иерусалим» выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников»
Одно из самых больших наследий И. Е. Репина — это его ученики.
Влияние и авторитет Репина, как художника и педагога сложно переоценить — его мастерская в Академии художеств всегда была переполнена. За год в мастерской Репина и его ассистента Кардовского обучалось до 90 студентов. Под руководством Репина начинали свой творческий путь многие выдающиеся художники, чей авторский стиль не похож друг на друга: И. Грабарь, О. Браз, И. Бродский, М. Греков, К. Сомов, Н. Фешин, Б. Кустодиев, И. Билибин и А. Остроумова-Лебедева. Среди учеников Репина был и В. Серов, который обучался у него с юных лет.
С 29 февраля по 28 июля 2024 года в музее «Новый Иерусалим» проходила выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников». Этот проект был приурочен к 180-летию со дня рождения Ильи Репина и позволил взглянуть на него не только как на гениального художника, но и как на выдающегося педагога, воспитавшего целую плеяду талантливых живописцев, которые стали гордостью русской школы живописи.
В выставочном пространстве площадью почти две тысячи квадратных метров представлены 110 произведений из коллекций 20 музеев России и четырёх частных собраний. Среди них — работы из собрания музея «Новый Иерусалим», Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музея русского импрессионизма, Ярославского художественного музея, Новгородского музея-заповедника и других.
На экспозиции были представлены произведения Ильи Репина и его учеников, таких как Валентин Серов, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Исаак Бродский, Константин Сомов, Зинаида Серебрякова, Игорь Грабарь, Анна Остроумова-Лебедева и другие.
Самое замечательное что можно проследить взаимосвязь Репина и и его учеников. Развитие мастерства Репина в его учениках.
Будучи признанным мастером реализма и передвижничества, Репин не останавливался на достигнутом и продолжал экспериментировать, часто сталкиваясь с критикой и неодобрением коллег. Однако именно его любовь к разнообразию, внутренняя свобода, любознательность и уважение к таланту и самобытности, вероятно, стали причиной того, что из его мастерской вышли такие яркие и непохожие друг на друга художники. Репин не придерживался определённой системы обучения и не использовал готовые методики. Он скорее был наставником, который учил своих учеников наблюдать, учиться и работать, позволяя им стать теми, кем они могли стать.


И.Репин и В.Серов
Выставка даёт уникальную возможность сравнить два портрета Софьи Драгомировой, созданных учителем Репиным и его учеником Серовым в рамках одного сеанса.
Фотографии с выставки в музее «Новый Иерусалим»
News

Bykovo Manor

The history of the painting

Auction in KupolGallery

The M. V. Nesterov Museum in Ufa

Shakhmatovo manor

Cosmoscow 2024

Bolshye Vyazemy Manor

Exhibition Kupol Galery

Plein air in Peredelkino

Plein air-master class

Великий Новгород

Прогулки по Суздальскому княжеству

Лефортово

Изразцовые печи в белорусских усадьбах и замках
