Белорусский камин
В силу того что я занимаюсь дизайном интерьера, проектирую дома и общественные места, путешествия для меня — это сбор интересных решений, поиск вдохновения. В данный момент работаю над домом в историческом английском стиле, но с современными компоновочными принципами и деталями. В поездке по Беларуси собирал коллекцию печей/каминов, которые были раньше единственным способом обогреть дом, дворцов и т. п., а сейчас это акцентный символ домашнего уюта. Больше всего встречаются изразцовые камины, либо микс деталей из мрамора и изразцовой плитки.
Многие землевладельцы строили керамические производства рядом со своими замками. В окрестностях замков можно было найти стекольные заводы, столярные мастерские, керамические и каменотесные цеха, а также животноводческие фермы. Всё необходимое для замка производилось в ближайшем поселении. Это было очень удобно: не нужно было ждать поставки из Италии, достаточно было собрать мастеров, и они всё делали сами. Стоимость изразцов была высокой — 120 рублей за штуку, в то время как корова стоила 4 рубля. Разные экскурсоводы в разных музеях называют примерно похожие суммы.
Большинство каминов из моей коллекции находятся в Несвижском замке. В замке изначально было установлено 180 печей и каминов, которые использовались для обогрева помещений. Однако после внедрения централизованной системы отопления большинство печей было демонтировано.
В Минске есть интересная усадьба, где можно увидеть прекрасные образцы каминов. Узнайте больше о Лошицкой усадьбе.
Примеры различных каминов
Белорусский изразец
От практичности к искусству керамика всегда занимала важное место в белорусской культуре. Уже в XI веке мастера из Полоцка использовали керамическую плитку для отделки внутренних стен и полов домов. Тогда её основная задача заключалась не в украшении, а в защите жилища. Плитка оберегала от влаги, сохраняла тепло и служила долго. Со временем керамика превратилась в важный элемент белорусского народного творчества, став символом уюта и долговечности.
Белорусский изразец, или кафля, является важной частью мирового декоративно-прикладного искусства. Археологические находки на территории Беларуси, такие как керамические изделия и их фрагменты, а также предметы из музейных коллекций, позволяют проследить развитие искусства и мастерства ремесленников. Среди ключевых центров развития керамики выделяются Полоцк, Гродно, посёлок Мир Гродненской области и Витебск.
Подробнее о Мирском замке можно почитать тут.
В Полоцке появляются и первые образцы изразцов для печей, которые были совершенно не похожи на современные. Это были горшковые изразцы, которые по форме напоминали стакан. Их изготавливали на гончарном круге, затем обжигали и вмуровывали в глинобитную печь. Их форма позволяла накапливать тепло. Дно такого изразца нагревалось, и в его полости долго сохранялась высокая температура. Со временем форма изразцов менялась, и они становились всё более разнообразными. Круглое горлышко горшковых изразцов постепенно превращалось в лепестковое, а затем — в квадратное.
В XIV столетии появляются центры ремесел, что способствует активному развитию народного творчества, в том числе гончарного дела. А уже в XV веке возникает новый тип печных изразцов — коробчатые. Они имеют квадратную форму, а на обратной стороне есть полая румпа — элемент, который позволяет встраивать изразцы в стену печи.
В XVI веке в Беларуси начинается расцвет искусства керамики. В это время происходит экономический и культурный подъём. Начинается активное строительство, а камины и печи становятся неотъемлемой частью дома знатных людей. Для отделки каминов и печей продолжают использовать коробчатые изразцы, но теперь их нижняя часть становится элементом декора и обычно украшается рельефным орнаментом. Печи же полностью покрывают изразцами. Они не только обогревают помещение, но и становятся важной частью интерьера.
Процесс создания изразцов для печей претерпевает изменения. Теперь невозможно создать новый тип изразцов, используя только гончарный круг. Значительный вклад в развитие искусства керамики внесли мастера резьбы по дереву, которые создавали формы для отливки изразцов. Керамисты заполняли эти формы глиной, формировали румпу, сушили изразцы, извлекали их из форм и обжигали.
В XVII веке белорусский изразец приобретает современный облик. Наряду с плоскими изразцами появляются угловые, а к концу столетия начинают изготавливать керамические элементы для фризов и карнизов.
В конце XVIII столетия возникают крупные предприятия, специализирующиеся на производстве керамики. Эти предприятия создают большие партии продукции для состоятельных покупателей. Начинается массовое изготовление изразцов для печей.
Горшковые изразцы
В результате дно плитки нагревалось, и в её внутреннем пространстве долго поддерживалась высокая температура. «Горшковые» печи часто были небольшими, а изразцы вмурованы с промежутками.
Горшковые печи древнего Полоцка
это уникальный тип отопительных сооружений, которые использовались в жилых и хозяйственных постройках на территории древнего Полоцка (современная Беларусь). Они представляют собой важный элемент материальной культуры и свидетельствуют о высоком уровне развития строительных технологий и ремесленного мастерства в этом регионе в X–XIII веках. ### Особенности горшковых печей:
1. Конструкция: Горшковые печи получили свое название благодаря использованию керамических горшков или их фрагментов в конструкции. Эти горшки встраивались в стенки печи, что позволяло улучшить теплообмен и повысить эффективность обогрева помещения.
2. Материалы: Основным материалом для строительства таких печей была глина, которая широко использовалась в древнем Полоцке благодаря своей доступности и теплоемкости. Горшки, встроенные в печь, также изготавливались из глины и могли быть как целыми, так и битыми.
3. Функциональность: Горшковые печи использовались для отопления жилых помещений, а также для приготовления пищи. Их конструкция позволяла эффективно сохранять тепло, что было особенно важно в условиях холодного климата.
4. Археологические находки: В ходе раскопок в Полоцке и его окрестностях археологи обнаружили множество фрагментов горшковых печей, включая керамические горшки и части глиняных конструкций. Эти находки позволяют реконструировать внешний вид и технологию строительства таких печей.
5. Культурное значение: Горшковые печи являются примером адаптации древних технологий к местным условиям. Их использование свидетельствует о высоком уровне развития гончарного ремесла и строительного дела в древнем Полоцке.
Преимущества горшковых печей: -
Эффективность: Использование керамических горшков в конструкции печи позволяло быстрее нагревать помещение и дольше сохранять тепло.
Доступность материалов: Глина и керамика были широко доступны в регионе, что делало такие печи экономически выгодными.
Простота конструкции: Горшковые печи были относительно просты в строительстве и обслуживании. Горшковые печи древнего Полоцка являются важным элементом культурного наследия Беларуси и свидетельствуют о высоком уровне развития технологий и ремесел в этом регионе в Средние века. Они также демонстрируют, как древние мастера адаптировали доступные материалы для создания эффективных и практичных сооружений.
Роспись изразцов
Первые декоративные печные изразцы украшены объемной лепкой. Они не имеют покрытия и называются терракотовыми. Их цвет разнится от насыщенного красного до светло-песочного, в зависимости от состава лепной глины и технологии обжига.

В XVI столетии керамические изделия начали покрывать глазурью. Такая керамика получила название майоликовой. Белорусские мастера стали первыми использовать оловянную цветную непрозрачную глазурь. Изразцы, покрытые оловянной глазурью, стали называть «ценинными» (от немецкого «Zinn» — олово). Сами мастера получили прозвище «ценинники». Этот период в истории керамики отличался богатством декора и разнообразием мотивов изображений. Мастера украшали печные изразцы изображениями людей и животных, фантастических существ, использовали геометрические узоры, латинские надписи и цветочные орнаменты. Также было популярно украшение печей геральдическими знаками. На фасадах печей часто использовали гербы родов.

News

Мастерская Репина

The history of the painting

Auction in KupolGallery

Cosmoscow 2024

Bolshye Vyazemy Manor
